20 ноября 2015 года исполнилось 90 лет со дня рождения балерины Майи Плисецкой. Она была признанным гением балетного танца, но при этом фигура противоречивая и, в каком-то смысле, невозможная. Она танцевала в возрасте, когда другие балерины уже давно уходят на пенсию. Дочь «врага народа» (её отец был расстрелян в 1938 году) — она смогла стать иконой советского балета и танцевать на главной сцене страны. В память о великой Плисецкой мы собрали несколько её ярких цитат и фактов из жизни.

У Майи Плисецкой было необычное хобби — она собирала нелепые фамилии. В её коллекции были господа Негодяев, Потаскушкин и Дамочкин-Визжачих. Встретив такие перлы в печатном издании она вырезала эти заметки и пополняла свою коллекцию.

«Я родилась через год после смерти Ленина, а когда умер Сталин, мне было двадцать семь лет и три с половиной месяца. Возраст для балерины не юный. Половина профессиональной жизни была позади. А потом были эпохи Брежнева и Горбачева, которые мне принесли много горьких разочарований. Из-за того, что родилась на российской земле, я исчисляю свою жизнь эпохами «царствования» наших вождей. Ни одной моей коллеге из Финляндии или Франции не придет в голову соизмерять этапы своей биографии по именам президентов или премьер-министров»

http://www.domashniy.ru/

http://www.domashniy.ru/

Майю Михайловну связывали дружеские отношения с Робертом Кеннеди. Когда-то они познакомились в ходе ее тура по США. Оказалось, что у брата президента США и советской примы день рождения в один день. Политик не скрывал своей симпатии и часто поздравлял ее с днем рождения. Однажды подарком стал золотой браслет с двумя инкрустированными брелками. На одном был изображен Скорпион ― общий знак зодиака Плисецкой и Кеннеди.

«А я что — должна была говорить, что Сталин был золото? Этого не будет никогда. Ни при какой власти я этого не скажу»

Большинство дел Плисецкая выполняла левой рукой. Но при этом она была не стопроцентной левшой ― писала Майя Михайловна все же правой.

«Мой отец, которого расстреляли в 1938 году, верил, что система человеческих отношений в новом строящемся обществе будет справедливее, чем в прошлых веках. Но десятилетия идут, а система человеческих отношений к лучшему не меняется».

573575718«Диет не надо, надо меньше жрать», ― говорила Плисецкая, которая даже в преклонном возрасте отличалась стройной фигурой. А любимым блюдом была… селедка, которую она нежно величала «селедой».

«Хлеб с маслом — лучшее, что придумали люди».

«Я ела всегда много. И вес мой был чуть-чуть больше, чем нужно. Бывали периоды, когда я худела, но неумышленно — просто из-за репетиций не успевала поесть»

«У балетных вообще диеты нет, потому что много работают, все сгорает, и просто некогда толстеть»

«Да, пиво люблю!»

Во время гастролей, которые часто могли растянуться на несколько месяцев, Щедрин (муж балерины) и Плисецкая постоянно писали друг другу письма и созванивались. Когда Майя Михайловна в первый раз уехала с труппой Большого театра в Америку на 73 дня, Родион Константинович повесил над телефоном табличку из семидесяти трех чисел. Каждый день, поговорив с женой, он вычеркивал одну цифру. Об этом Плисецкой рассказывала их домработница Катя. Эти нежные чувства пара пронесла через всю свою жизнь.

«Мне иногда кажется, что сначала на свет появляется зависть, а следом рождается человек».

«Не уверена, что высшее проявление ума — это доброта. Добряки бывают и набитыми дураками».

Перед каждым классом и выступлением Майя Михайловна заливала в пятки балетных туфель теплую воду, чтобы ступни крепче сидели. А выходя на сцену, больше всего боялась забыть оглядеть себя в зеркале, ведь если глаза и губы плохо накрашены, то зрители увидят «бесцветную моль», а не балерину.

«Я вам скажу без хвастовства: мне нечему завидовать. Господь дал мне способности и неплохие данные, в Большом театре я перетанцевала уйму балетов, у меня, похоже, мировая слава. И главное — у меня прекрасный муж, чего же мне еще желать?»

«Наглость — она обескураживает».

«Я себя грызу. Всегда».

http://www.russiapost.su/

http://www.russiapost.su/

В 1978 году она исполнила Болеро в постановке Мориса Бежара. Этот фантастический танец на круглом столе наверняка навсегда записал бы Плисецкую в список мирового балетного наследия, даже если бы это был ее единственный номер.

http://www.russiapost.su/

http://www.russiapost.su/

Пятнадцать минут под гипнотизирующую музыку Мориса Равеля парят эти руки. Ритмическая фигура музыки повторяется много раз, а на фоне вводятся две темы, включая все больше и больше инструментов.  Необычайный эмоциональный рост в своей кульминации подчеркивается  групповым танцем и неповторимой мимикой примы.

«Вначале было слово, так считается. А я думаю, что вначале был жест, потому что жест понимают все, а слово не все».

Предлагаем посмотреть еще раз этот шедевр:

Ко времени этого танца балерине исполнилось уже 50 лет.

«Я никогда не стремилась танцевать инфантильные роли».

«Когда я вижу сейчас голых, таких, сяких на сцене, я радуюсь и потираю руки: вот вам, ешьте! Нам-то ничего не разрешали! Ведь получалось, что коммунисты в шубах делали своих детей…»

«Обладать кистью живописца — вот чего бы мне хотелось. Но я этого никогда не пробовала. Это, знаете, как в анекдоте: «Вы играете на скрипке?» — «Не пробовал, но, наверное, играю»».

Использованы материалы АиФ и Лента.ру