Два года назад мне посчастливилось побывать на уроке физической культуры в датской школе учеников четвертых — пятых классов. Это был уже май, поэтому проходило занятие на улице. Три класса вместе. Для переодевания отведено небольшое здание на территории школы. Инвентарь хранится в маленькой хижине (приблизительно 3 на 2 метра) пристроенной у поля, где занимаются дети. Что интересно, в двух метрах от нее установлено некое подобие сцены, преподаватель, желающий говорить, встает на нее и вещает — весьма удобная вещь: учителю легко говорить и детям хорошо слышно и все понятно.

После краткой инструкции дети в группах отправляются за инвентарем и далее разбегаются по разным местам на поле, в зависимости от задания. На нашем уроке ребята сдавали нормативы: прыжки в длину, метание мяча, разные виды бега, — и все это за одно занятие в три часа. Это стало возможно благодаря доверительным отношениям между преподавателями и учениками. Последним разрешено записать результаты сверстников в журнал собственноручно и затем просто передать их преподавателю. Мы спросили об этом одного из учителей, он пояснил, что такая практика нацелена на развитие у детей чувства ответственности и самостоятельности. И действительно, во всем, что делали ребята, мы чувствовали уверенную руку, отчего их действия казались еще более непринужденными.

Несмотря на прохладу, все ребята, за исключением мальчишек в модных кепках, были без головных уборов. Рискну предположить, что требования к спортивной форме в датской школе довольно лояльные. Видели даже девочку в неспортивной обуви. В нашей школе к занятиям её не допустили бы.

В конце занятия проводилась эстафета, после которой все довольные в предвкушении вкусного обеда отправились собирать инвентарь.

Нам, как наблюдателям со стороны, показалось, что роль учителей, как организаторов учебного процесса здесь сведена к минимуму, за все занятие из их уст было слышно лишь пару свистков и две инструкции — в начале и в конце, а в остальном они делали то же, что и их ученики, записывающие результаты.

После занятий мы побеседовали с учителем. Он рассказал, что обычно на уроке должно присутствовать три учителя, но их в тот день было всего двое, на что он ответил, что он не знает, где третий учитель: «Обычно он присутствует на занятиях. Не знаю, почему он не пришел сегодня.» Мы рассмеялись, и понятно почему.

Наталия Коваленко

Фото: NATIONALT